Про фотосъемку

Режим Multi: стробоскоп в действии

Многие современные портативные фотовспышки имеют режим «Multi», который позволяет делать за один кадр определенное количество импульсов. Такой себе настоящий «стробоскоп». В реальной практике этот режим применяется не очень часто, но тем не менее при помощи него можно получать интересные креативные кадры.

Откуда был взят урок

Счастливые владельцы iPad 😉 имеют возможность подписывать на огромное количество разнообразных журналов через приложение «Киоск». И один из самых интересных в плане информации по работе со светом, на мой взгляд, это журнал «Light It» —  ссылка в appstore. Я с удовольствием покупаю каждый номер, но понимаю, что не все имеют айпады или знают английский язык. Поэтому решил периодически выкладывать переводы статей из этого журнала на сайте Strobius — надеюсь, Скотт Келби на меня за это не обидится..))

Автор снимков данной статьи — Eric Valid, выпуск №7 от мая 2012 года. Текстовка — вольный пересказ от Strobius.

small-flash-studio-portrait-author

Сегодня мы рассмотрим небольшой пример, как получить эффект движения при помощи этого режима на примере съемки игрока в пул. Подобного рода фотоснимки похожи на мульти-композицию с той лишь разницей, что делаются они одним кадром.

Сетап

Первая рекомендация — использовать штатив для камеры, потому что подобные кадры делаются с относительно длинной выдержкой для того, чтобы задний план, освещенный постоянным светом ламп, был правильно проэкспонирован. Вот предварительный кадр с установленной камеры без использования вспышек:

multi-mode-2

Сразу скажу — если вы хотите делать любой снимок с совмещением постоянного и импульсного света, то всегда необходимо начинать именно с установок параметров по постоянному свету и анализировать, что получается — и только потом начинать вводить вспышки. В данном месте получилось следующее: стена на заднем плане от ламп в помещении проэкспонирована правильно, а человек и стол, которые являются объектом съемки — очень важно — находятся в глубокой тени. Таким образом, внешнее освещение не будет создавать смаз на человеке и шарах из-за длинной выдержки — ведь если бы игрок в пул стоял в освещенной зоне, то невозможно было бы его сделать «резким» — человек, в отличие от стола и остального окружающего антуража, живой и двигается (дышит, подрагивают мышцы) даже в том случае, если не производит удар по шару. Ну а движение шаров тоже при длинных выдержках невозможно «заморозить» — это будет делаться коротким импульсом вспышки, в такой теневой зоне постоянный свет практически не будет влиять на результат.

Второй шаг — введение в световую схему вспышки для освещения игрока в пул. Для этого применяется обычный спидлайт на стойке, установленный сбоку от модели. Параметры зума нужно подобрать таким образом, чтобы свет от этой вспышки не сильно влиял на освещение стола — главное осветить человека, чтобы в конечном кадре было понятно, кто наносит удар.

multi-mode-3

Ну и, наконец — главный свет кадра. Это тоже стандартный спидлайт (конкретная модель не важна — можно применять любую вспышку с функцией Multi/Repeat, такие как Yongnuo YN-565EX/568EX/560EX/560II/560III, Canon 580EX/600EX, Nikon SB-900/910 и т.п.). Вспышка устанавливается на стойки сверху над столом, чтобы сымитировать свет от ламп (как мы видели из первого кадра, лампы над этим столом выключены). Для ограничения пучка света и смягчения границ светового пятна используется маленький софтбокс на вспышке, по типу Micnova MQ-B8 и ему подобных. Делается пристрелочный кадр:

multi-mode-1

Все источники на своих местах — теперь пора приступать… к математике!..))

Установки

В режиме «стробоскопа» (Multi/Repeat) вспышка делает множественное количество импульсов за один кадр. Сразу возникает вопрос: какая должна быть мощность этих импульсов, их количество и частота? Все эти три параметра настраиваются вручную и только — никаких ТТЛ-ов в этом режиме нет (как именно — смотрите в инструкции по эксплуатации к вашей вспышке).

С мощностью относительно легко — в данном кадре ее лучше выставлять на минимальном уровне, потому что импульсов будет много, и место съемки успеет получить достаточно света для нормальной экспозиции. Если же будет мало суммарной мощи во время пробы — просто ее нужно увеличивать. Конкретное значение зависит от конкретного места съемки и установленной в камере диафрагмы.

А вот с количеством и частотой немного сложнее. Есть такая простая формула:

Выдержка камеры = Количество импульсов / Частота (Гц)

Немного напряжем знания за третий класс и получим две другие точки отсчета:

Количество импульсов =  Выдержка камеры х Частота (Гц)

и

Частота (Гц) = Количество импульсов / Выдержка камеры

Все, больше объяснять ничего не нужно!… 😉

Ну ладно, поясню..))

Частота — это величина, которая отвечает за «скорость» стробоскопа, именно частоту «мерцания», извините за тавтологию. 1 Гц — вспышка ДОЛЖНА срабатывать 1 раз в секунду, 2 Гц — 2 раза в секунду, 5 Гц — 5 раз, 20 Гц — 20 раз, 100 Гц — 100 раз. ЗА СЕКУНДУ. ДОЛЖНА — но не обязательно БУДЕТ, потому что…

Количество импульсов задает фотограф при установке.

Т.е., если поставить, например, количество 6 и частоту 1 Гц, то вспышка будет мигать 1 раз в секунду 6 раз  — 6 секунд на «отрабатывание». А если поставить количество 6 и частоту 12 Гц, то вспышка мигнет 6 раз за… правильно — 1/2 секунды! Одно количество с одной мощностью — но за разное время! А что такое «время» для фотографа и экспозиции? Наша выдержка!..))

Именно поэтому при работе со вспышкой в режиме «стробоскопа» (Multi/Repeat) нужно помнить, что все три величины — выдержка, количество импульсов и частота — совершенно взаимосвязанные параметры. Поэтому я и привел формулы выше для понимания, как эта связь происходит.

Вот смотрите: если выставить выдержку в фотоаппарате, например, 2 секунды, то что мы получим в результате с той парой вариантов установок, которые я привел выше?

  • количество 6 и частота 1 Гц — вспышка успеет «моргнуть» 2 раза и камера закончит снимать;
  • количество 6 и частота 12 Гц — вспышка «моргнет» 6 раз за первые полсекунды, а остальные полторы секунды камера будет экспонировать без вспышки.

Попробуйте посчитать, какую частоту нужно выставить при выдержке 2 сек, чтобы вспышка «мигала» 6 раз равномерно в течение всего этого времени?

Правильный ответ

6 / 2 = 3 Гц — три вспышки в секунду 😉

Математика, конечно, очень сложная — но, надеюсь, вполне по силу всем фотографам, не смотря на тип образования..))

Возвращаемся к игроку в пул.

Весь световой сетап готов, теперь можно приступать к пробным кадрам, чтобы понять, какие установки стробоскопа выбрать. После нескольких тестов с разными значениями было определено, что частота 20 Гц самая оптимальная для скорости полета — при таком значении шары в кадре получаются достаточно близко друг к другу, но, тем не менее, не «сливаются» в непонятный комок. После этого нужно было прикинуть, а сколько именно хотелось бы «фантомов» летящего шара — если сделать 2-3 штуки, то это мало, если 50-60- то это слишком много… Еще несколько тестов — и была выбрана цифра 12 — «дорожка» из дюжины вполне эффектно смотрелась в кадрах.

Теперь осталось вычислить нужную выдержку: 12/20=0.6 сек. Решили остановиться на значении 1 сек, чтобы вспышка однозначно успела сделать все 12 импульсов, остальные 0.4 сек не критичны. Камера, само собой, в мануальном режиме — опять выключаются вспышки и подбирается диафрагма для выдержки 1 сек, чтобы задний план был проэкспонирован корректно — тут получилось f/13.

Затем вспышки включаются — и игра пошла!

multi-mode-4

Режим Multi: стробоскоп в действии
35 комментариев

Комментарии (35)

  1. Егор

    16.06.2017 | 16:50

    Это только у Никона такая проблема? У Кенона вроде бы всё есть… На фото как раз таки связка YN685 и yn-622с-tx.

    • Strobius Team

      16.06.2017 | 17:35

      На YN-622n-TX, который был под рукой, действительно нет режима Multi в настройках.

  2. Andrius Venclova

    19.02.2017 | 21:50

    У меня Режим Multi срабатывает только на камере. Через радио синхронизатор происходит только первая вспышка. Не подскажете в чем может быть дело?

    • Strobius Team

      20.02.2017 | 12:20

      Здравствуйте!

      Уточните модель камеры, вспышки и синхронизаторов, пожалуйста.

      • Andrius Venclova

        20.02.2017 | 12:37

        Canon 100d / Viltrox JY-610 II / RAYLAB RRT-WT4-C

  3. Илья Романовский

    06.02.2017 | 15:48

    Доброго времени суток очень надеюсь что тема еще актуальна так как не знаю где и что по читать или посмотреть занимаюсь клубной фотографией приобрел себе пыху йонгнуо спит лает 685 вопрос состоит в том что когда снимаю на выдержки и задача стоит снять человека зеркальным образом ставлю пыху в режим мульти мне нужно чтоб было два пыха в 1/5-/1/2 выдержки первый пых сильный что позволяет развернуть камеру и добиться качественной прорисовки модели а второй пых очень слабый что не дает заморозить объект на месте и не делать его полу прозрачным. помогите люди добрые начинающему фотографу

    • Strobius Team

      06.02.2017 | 19:32

      Здравствуйте, Илья!

      Устанавливать разные мощности импульсов в режиме стробоскоп нельзя. Я не совсем понимаю, что вы имеете в виду говоря о съемке зеркальным образом. У вас есть пример?

      • Илья Романовский

        06.02.2017 | 19:55

        вот такого плана кадр.

        • Strobius Team

          06.02.2017 | 21:45

          Найдите модель в черной одежде (как видно более светлые брюки проявились в нижней части изображения), которой подойдет жесткий свет — мужчина лучше всего. Закройте диафрагму, чтобы исключить внешний свет. Установите на вспышке длинный зум, чтобы меньше задевать окружающую среду. Поставьте выдержку такой длины, чтобы вы успели повернуть камеру. Если у вас поддерживается режим «стробоскоп», то снимите с ним, если нет, то снимите в режиме камеры «мультиэкспозиция».

          Если хотите узнать другое мнение о технике съемки, можете задать вопрос в нашей группе в VK, при помощи функции «предложить новость» (//vk.com/strobius)

  4. Николай

    16.11.2016 | 23:57

    Здравствуйте. подскажите как запустить съёмку в режиме (Multi) , имея в связке YN685 и yn-622-tx , Выставляя на вспышке режим синхронизации ( 622м slave) выставляю нужные значения (5 — 1 Hz) . На yn-622n-tx нет режима multi ,есть только M,TTL а вот режима Multi нет. пробовал все варианты после нажатия спуска вспышка выдает только Одну вспышку. Спасибо

  5. Максим Рабинович

    24.05.2016 | 11:42

    Есть 5Д марк 3 и юнговские пыхи и топовые и мануальные и 622 синхры. Вопрос как настроить, чтобы одна пыха была на человека в режиме М или первой или второй шторки, а вторая в MULTI ??? Чего-то не выходит.

    • Strobius Team

      25.05.2016 | 12:16

      Дистанционно на 622х не получится. По сути адекватно получается только на мануальной системе 560TX.
      Если у Вас есть мануальные вспышки, то Вы можете поставить их в режим стробоскопа «вручную» на вспышке. А рисующую в мануал.

      • Максим Рабинович

        25.05.2016 | 14:06

        Но ведь запустить их через 622 можно?

  6. Виктор

    27.12.2015 | 18:17

    А можно в сцену ввести две пыхи, а настройка в мульти на одной. Т.е человек и задний план одним импульсом осветить, а то что нужно ( шары ) уже мульти установленной пыхой?

    • Strobius Team

      28.12.2015 | 13:27

      Да, если они в разных группах, при условии что у Вас есть возможность группы ставить в разные режимы.

      • Максим Рабинович

        24.05.2016 | 11:43

        а где увидеть эту возможность…я запутался 🙁

  7. Олег

    11.03.2015 | 19:52

    Не подскажете, а журнал Light it уже перестал выходить? Что посоветуете ему на замену

    • strobius

      11.03.2015 | 21:47

      Да, похоже он закрылся, к сожалению..(( А замены я так и не нашел приличной.

  8. Олег Осадчий

    22.01.2015 | 17:11

    Да статья хорошая

  9. Egor

    25.12.2014 | 13:30

    Приятно читать, когда автор знает о чём пишет. Большой респект. Егор.

  10. Алекс

    25.07.2014 | 09:18

    Понял сам. Чтобы было 24 импульса за 2секунды выдержки при частоте 12 раз в секунду надо количество поставить 24 )))))

  11. Алекс

    25.07.2014 | 08:52

    «количество 6 и частота 12 Гц — вспышка «моргнет» 6 раз за первые полсекунды, а остальные полторы секунды камера будет экспонировать без вспышки» -Не совсем понятно из текста почему так. По моему должно быть 24 импульса за 2секунды выдержки.

    • Gennadii Kondratiev

      26.07.2014 | 22:12

      потому что количество выставлено 6 раз, а не 24..))

  12. Alexei Kikot

    17.05.2014 | 15:22

    Для Maksim Shevchenko

    Судя по фото, человек играть умеет. И хват, и мост у него грамотные. А делал он обыкновенный джамп, причем не прыжковым кием, к тому же, похоже, колодником, хотя и с борта. Так что удар легальный, по шапке игрока бить не за что, к тому же далеко не каждый так может ударить :-).

  13. KOST

    22.03.2014 | 13:06

    СПАСИБО КОМЕНТАМ(:smile:)

  14. Maksym Shevchenko

    05.03.2014 | 14:04

    О! Надо попробовать.

    Судя по фото в статье, человек играть совсем не умеет. Сразу после удара кий должен двигаться прямолинейно. А за такое подбрасывание шара наклейкой можно и по шапке получить. ;o)

  15. geopolevik

    03.03.2014 | 13:26

    yn560II синхронизация через YN ctr301вспышка вместо назначеных № пыхов делает один. При удерживани кнопки пилот на вспышке, отстреливает как указано в настройке. В чем проблема, слишком древний синхронизатор?

    • Strobius

      03.03.2014 | 16:05

      По идее синхронизатор не должен влиять на работу режима Multi… Попробую сегодня проверить в магазине, что там происходит в такой связке.

      • Сергей Егорчев

        04.03.2014 | 15:35

        Strobius, интересно узнать, как удачно или нет была осуществленна попытка запуска «мульти» на YN560II

        • Руслан Хлебников

          25.01.2015 | 18:04

          yn622c + yn560II полет отличный. Фото прикрепить не выходит (

          • strobius

            26.01.2015 | 15:46

            Проверил — все нормально с прикреплением фото… Может, Вы пробуете полноразмер добавить? Тут есть ограничение по размеру — не более 1Мб.

        • strobius

          26.01.2015 | 15:47

          Кстати, проверял — все работает корректно. Видать просто у Вас были выставлены неверные параметры выдержки и частоты.

  16. Sergey Akulich

    02.03.2014 | 11:50

    C точки зрения теории и расширения собственных навыков, опыт очень интересный, здорово! Но вот глядя на результат, мне кажется, усилий было затрачено несоизмеримо больше, чем оно того стоило.

  17. Сергей Егорчев

    28.02.2014 | 22:34

    Респект и уважуха! Только на днях пришла YN560II. Не успел про функцию стробоскопа разобраться, а тут такой посыл!! Это как интересно здорово можно показать движение шара, полет дротика, меча на взмахе.

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Топ