1502554998681
Обучение

5 типичных ошибок по освещению портрета и как их исправить

Фотограф Джейк Хикс делится своим мнением о классических ошибках при работе со светом во время съемки портрета.

Baner-Combo-Kir

Фотограф Джейк Хикс (Jake Hicks) поделился своими наблюдениями на тему ошибок при освещении портрета:

В этой статье я хочу обратить внимание на 5 ключевых моментов, которые я часто наблюдаю в фотографии, которые на мой взгляд следует делать лучше. Обращаю внимание, что нет сложных и абсолютных правил фотографии, относитесь к этому, как к инструменту, который слегка расстроен или к блюду, которое слегка пересолено. Это ошибки которые сразу бросаются в глаза хорошо проинформированным фотографам, но могут быть не такими очевидными для тех, кто только начал заниматься фотографией.

Я также хочу обратить внимание на то, что фотография оценивается крайне субъективно, как и любая другая форма искусства, таким образом будут согласные и несогласные с тем, что я буду считать «ошибками».

1. Блики в глазах

Начнем с того, что можно легко избежать, если знать, на что обращать внимание — с бликов в глазах модели. Блики — это поразительные светлые узоры в глазах, созданные прямым отражением рисующего света. Если в глазах присущи блики, то вы подчеркнули форму глаза. Часто без них глаза выглядят мертвыми и безжизненными.

1502546963204

Блики в глазах должны проявляться на 10, 11, 12, 1 и 2 часах. Если они проявляются ниже, чем 9 или 3 часа, то можно сказать, что у нас нижнее освещение портрета, что является другой большой ошибкой.

Чтобы придать больше веса моим взглядам по этому вопросу, я скажу, что видел режиссеров, которые цифровыми методами убирали блик в глазах, чтобы придать большей убедительности смерти персонажа на экране. Блики в глазах — это мощный сигнал жизни, поэтому правильное размещение рисующего света над головой модели и немного перед ней, однозначно осветит лицо качественно и обеспечит проявление искры в глазах.

JakeHicksPhotography1of12-768x1150

В этом кадре глаза выглядят темными и мертвыми без значительного отражения света от них. В результате такого освещения в них не будут проявляться блики.

1502547171796-768x1150

Этот кадр обладает сильными и ярко выраженными бликами в глазах. Модель в таком случае выглядит более привлекательно.

1502547222811

Существует множество способов расположения света таким образом, что бы блики в глазах не проявились, но чаще всего свет установлен слишком высоко или модель смотрит вниз.

1502547206396

Располагая источник света ниже — чуть выше самой камеры, вы получите намного больше света отражающегося от глаз модели, добиваясь таким образом сильных и четких бликов в глазах.

2. Освещение снизу

Нижнее освещение — это свет, который исходит снизу объекта съемки. Представьте себе фильмы ужасов 60-х, в которых для создания более устрашающего образа монстра его освещали снизу. Причина по которой такой вариант освещения выглядит плохо заключается в том, что мы привыкли видеть обратное — свет ложащийся сверху. Когда мы выходим на улицу, то солнце освещает нас сверху, когда мы в помещении, то свет ложится на нас сверху все равно. Грубо говоря, наше визуальное восприятие устроено таким образом, что если мы видим освещение лица любым другим методом, то наш мозг сразу говорит нам, что что-то не так. Такой эффект часто можно увидеть, когда фотографы добавляют заполняющий свет.

Эффект нижнего освещения проявляется когда заполняющий свет дает больше света, чем рисующий. Я наблюдаю это явление очень часто, даже в работах профессионалов.

К счастью, эту ошибку легко исправить, необходимо просто понизить мощность заполняющего света. Да — это так просто. После понижения мощности следует сделать несколько тестовых снимков при разной мощности заполняющего света, если вы неуверенны в точности схемы, затем выбрать вариант, который нравится больше всего. Очень легко увидеть наилучший вариант, когда изображения сравниваются одно с другим — это самый надежный способ устранения данной ошибки.

1502547862409-768x1150

В этом изображении у нас нет заполняющего света. В этом нет ничего плохого и отсутствие заполняющего света выглядит многим лучше, чем нижнее освещение.

1502547898722-768x1150

В этом изображении добавлен заполняющий свет. Если сравнить изображения одно с другим, то должно стать болезненно очевидно плохое освещение, но подобную ошибку легко допустить по неосторожности.

1502547941783-768x1150

В заключительном изображении я значительно ослабил влияние заполняющего света. По сути, если бы вы не видели первое изображение, то с трудом можно было бы сказать, что здесь два источника света. Именно на такой вид нацелено заполнение теней.

Совет от про: Если вы снимаете серию портретов, например корпоративные портреты для группы лиц, обращайте внимание на каждого человека индивидуально. Если вы снимаете высокого мужчину, а затем более низкую женщину, то поправьте рисующий и заполняющий свет соответственно. Если так не сделать, то выйдет, что девушка окажется намного ближе к заполняющему свету, чем к рисующему. Догадайтесь, что выйдет в таком случае? Нижнее освещение — просто потому, что вы не поменяли ничего в схеме.

1502548232402

Простой маленький софтбокс под моделью — это то, что нужно для добавления небольшого заполняющего света.

3. Отделение объекта от фона

Это спорный аспект, который зависит от поставленных задач. Я видел фотографии хорошо исполненные и с четким отделением от фона, и с перетеканием модели в фон. Эта техника освещения основана на том, чтобы показать форму и образ тенью или светом. Если вы снимаете объект с одним источником света и устанавливаете его слишком далеко, то фон будет отображаться абсолютно черным — таким, как теневая часть объекта.

Это приводит к тому, что фон и теневая сторона объекта сливаются одна с другой и глаз зрителя не может их отличить. Чаще всего такое решение по работе со светом приводит к тому, что объект выглядит значительно больше, чем является на самом деле. Это такая техника, когда вы не делаете что-то неправильно, просто можете сделать немного лучше.

Если у вас есть только одна вспышка, то расположите ваш объект съемки ближе к фону и позвольте свету падать и на фон за моделью. Это очень простая техника и если обратить на нее внимание один раз, то сразу станет ясно, как эффектно может выглядеть ваш объект съемки, особенно, если вы снимаете с одной вспышкой.

В этом кадре нет ничего технически неправильного, но вы видите, что нельзя четко сказать, где граница между моделью и фоном.

В этом изображении информации намного больше и сам фон предлагает некоторый контекст.

Вот схема света для более темной фотографии. Модель и источник света находятся на большом расстоянии от фона.

Иногда для улучшения кадра не нужно больше оборудования, нужно понимание, как эффективнее работать с тем, что уже есть. Таким образом можно создать разнообразные кадры используя один и тот же набор техники. Для большего освещения фона при съемке с одной вспышкой, расположите модель и свет ближе к фону.

4. Совмещение теней.

Ошибка которую легко допустить, но которую следует избегать. Основное правило освещения для меня — создание чистого света. Чистый свет не кричит: «эй, посмотри на меня, я использовал 6 вспышек для этого сетапа». Это свет, который красиво отображает объект съемки и больше ничего.

Помните о добавлении заполняющего света ранее? Этот прием привнес много в кадр, без вопиющего обращения внимания на дополнительный источник света

Если вы ищете пример самого чистого света, который можно встретить, то чаще всего его можно найти на снимках автомобилей. Хорошая фотография автомобиля — это одна из самых сложных отраслей в фотографии которой можно овладеть. Если свет расположить неправильно освещая автомобиль, тогда ультра-глянцевая поверхность авто сразу потеряет чистоту линий и форм.

Те, кто работает с людьми знают, что времени на площадке всегда мало. Из-за этого страдает точность расположения света. Поэтому лучше иметь какую-то постоянную карту действий и понимать четко — что выглядит хорошо и почему. Например, стоит знать об объединении теней.

1502549504799-768x1150

В этом изображении тень от носа не соединяется с тенью на щеке. Визуально это может сделать нос больше, чем он есть на самом деле.

1502549543275-768x1150

Часто вопрос не в расположении света, а в работе с моделью. Легкое движение головой может исправить эту ошибку.

1502549686391

Вот простой сетап для иллюстрации этой проблемы. Чаще всего она возникает при работе с жестким светом, например, от модификатора с сотами или от снута.

1502549701940

Чаще всего достаточно просто попросить модель поменять свою позу.

Совместить тени легче, чем может показаться сначала, просто нужно следить за этим. Здесь я привел пример с одним источником света, при каждом добавлении нового источника света просто нужно обращать на это внимание.

Пример, как на первом фото демонстрирует то, что я называю «световой кашей» — такой свет создает больше отвлекающих деталей, чем нужно. Позже я просто попросил модель повернуть голову так, чтобы закрыть просвет между тенью от носа и скулы. Это дает ощущение цельной тени на лице, что я называю «чистым светом»

Конечно же, я мог бы попросить ее повернуть голову в другую сторону и убрать тень от носа полностью — в любом случае такой свет был бы чище, чем до этого.

Может показаться, что это не такое уж и важное дело, но если при смешении заполняющего, моделирующего и фонового света каждый из них будет ложится ошибочно, то эту кашу сложно будет расхлебать.

5. Ошибочное размещение света подсвечивающего волосы

Расположения источника света работающего на подсветку волос — это хороший пример того, что может выглядеть нормально, пока ты не увидишь, как выглядит лучше. Для начала стоит разобраться: зачем мы используем этот тип освещения? Вы добавляете его для легкого блеска волос? Вы хотите обратить внимание на форму прически или вы хотите еще сильнее отделить модель от фона?

Это все весомые причины для дополнительного внимания к этому типу освещения. В большинстве моих работ я использую его для четкого отделения модели от фона. Представьте, что у вас темный фон и модель с темными волосами. Вы быстро заметите, что они сливаются в одну форму — размещение света направленного на волосы будет лучшим решением этой проблемы.

Теперь, когда мы знаем, зачем использовать этот свет, ответим на вопрос «какой лучший способ его применения»? Расположение источника света критически важно! Оно не будет одним и тем же для различных съемок. Для начала стоит расположить источник света за моделью, в направлении краёв головы модели. Затем стоит расположить их настолько далеко, что бы свет не доставал до передней части лица, не ложился на нос и губы.

Это может прозвучать невероятно очевидно, но обратите внимание, сколько снимков вы видите, где моделирующий свет ложится на переднюю часть лица, создавая этим много отвлекающих элементов.

Другой основополагающий фактор — это мощность света. Как правило, я стараюсь работать с минимально возможной мощностью. Помните, фотография со вспышками не о том, как много вы используете вспышек, но о том, как добавление источников света могут украсить объект съемки.

1502551384005-768x1150

Здесь классическое освещение — рисующий+заполняющий. Такое изображение может выглядеть слегка плоским.

1502551419782-768x1150

Здесь я добавил 2 источника света для подсветки волос. Да, мы подсветили волосы, но также мы добавили массу отвлекающих бликов на лице.

1502551459919-768x1150

Для этого кадра я поправил расположение только источника света работающего на волосы. Разница вполне очевидна.

softboxfilllightunwantedhighlights

Вот схема света для первого фото

1502551861539

Мы добавили пару источников света, к сожалению, мы не только подсветили волосы, но и пролили немного света на переднюю часть лица.

1502552065871

Эти отвлекающие внимание детали легко убираются. Нужно просто дальше отставить источники света, как показано здесь.

В заключение

Вот и все. Это классические ошибки, которые легко можно исправить или избежать, если знать, на что обращать внимание. Как я упоминал вначале — это исключительно субъективное мнение и всегда бывают моменты, при которых этими правилами можно пренебречь.

Знайте свою аудиторию и снимайте соответствующе.

В своих работах я стараюсь что бы свет был настолько чистым, насколько это возможно и все время держу в голове вопросы вроде: «добавит ли что-то интересное дополнительный свет?», «может быть этот свет слишком отвлекает внимание?» Держите это в уме работая на площадке!

Удачи, ребята!

Статья переведена специально для strobius

Автор статьи Джейк Хикс. Ссылка на оригинальную статью.

Наверх