Модификаторы

Зонт на просвет против Софтбокса

umbrella-vs-softbox-thumb

Как известно, при использовании «голой» вспышки мы получаем очень жесткий свет на снимаемом объекте. Чтобы получать мягкий свет, фотографы используют разные модификаторы, наиболее популярные из которых — фотозонты и софтбоксы.

Зонты отличаются как большим удобством и легкостью при переноске, так и очень простой установкой: открыл, просунул ножку в держатель — и готово. Софтбоксы для портативного света сложнее в установке и намного габаритнее в сложенном состоянии. Плюс — они значительно дороже соразмерных фотозонтов.

Возникает закономерный вопрос — в чем же разница? Почему бы не пользоваться только зонтами? Или же они действительно настолько хуже по получаемому результату, что после покупки софтбокса их нужно закинуть в дальний ящик?

Для начала я хочу показать вам разницу между зонтом-на-просвет и софтбоксом, потому что именно здесь хорошо понятны отличия одного от другого. Причем тест будет проходить в закрытом помещении, потому как именно в таких условиях вы увидите и поймете различия между этими модификаторами. На открытом воздухе это гораздо сложнее показать. Причем, обращаю внимание, это не есть «официальный» тест каких-либо производителей — а только наблюдения, основанные на опыте реальных съемок, которые, по большому счету, практически не зависят от бренда выбранного оборудования.

Итак, перед вами первый снимок со стандартным зонтом на просвет белого цвета.

Зонт на просвет дает очень мягкий свет и распространяет его по всему снимаемому пространству. Такие зонты прекрасно подходят для съемки как одиночных людей, так и групп до 4-5 человек, поскольку они рассеивают свет на большие области.

Так же прекрасно видно, что часть света отражается от внутренней поверхности зонта и данный модификатор освещает не только то, что находится впереди него, куда направлен купол и вспышка, но и появляются немалое освещение во все сторона, в том числе и назад. Этот эффект нужно учитывать, если вы снимаете в местах с ограниченным пространством, так как переотражения от рассеянного света могут немало повлиять на световой рисунок, причем бесконтрольно с вашей стороны.

Если вы устанавливаете зонт между собой и снимаемым объектом, то должны внимательно следить за тем, чтобы отраженный свет от внутренней поверхности не бил в объектив — это может привести к снижению контраста снимка и появлению «зайцев» от засветки.

На втором снимке представлен софтбокс размером 60х90 см.

Данный софтбокс среднего размера прекрасно подходит для съемки 1-2 человек. Он равномерно освещает тело при плечевом-поясном портрете, а при съемке ростового покрывает 3/4 части и в данном случае будет заметно затемнение света начиная от бедер к голени модели. Съемка более 2 человек с таким модификатором не очень хорошая идея, так как вы можете осветить такую группу только отодвинув софтбокс подальше, что сразу же привет к потере мягкости света.

Софтбокс дает красивое, мягкое и направленное освещение с очень плавным градиентным падением интенсивности от центра к краям светового пятна. Применение этого модификатора позволяет отсекать лишние неконтролируемые переотражения и сконцентрировать свет от вспышки только  на снимаемом объекте. При этом он не будет влиять на освещение от других источников или на внешнее освещение, что опять таки дает больший контроль над всем кадром.

Необходимо помнить, что разница между этими двумя модификаторами совершенно не делает один «безусловно лучшим» по отношению к другому. Они просто разные, и использование их зависит от конкретной задачи фотографа, которую он решает для создания своей творческой задумки. Если вы хотите осветить объект или модель мягким светом и дополнительно заполнить светом помещение, где проходит съемка — то, возможно, зонт на просвет будет лучшим выбором. Если же вы хотите в этой же комнате сосредоточить свет только на модели, не заливая помещение дополнительным светом — то выбрать уже стоит софтбокс. Если вы снимаете большую группу людей, то зонт на просвет будет более удачным и подходящим выбором. А софтбокс лучше подойдет для крупноплановых портретов.. Но зонт даст круглый блик в глазах, а софтбокс — прямоугольный или квадратный…. И т.п.

Что же выбрать для начала? Не простой вопрос..))

Если Вы ограничены в бюджете — то начать можно с зонта. Если есть возможность купить софтбокс — то, возможно, лучше начать с него, потому контроль над светом штука важная. Самый лучший вариант, разумеется, иметь и то, и другое, и применять в зависимости от поставленных перед собой задач и удобства.

Вы спросите, почему в заметке нет зонтов на отражение? Потому что они имеют свои нюансы, и их стоит сравнивать отдельно и с зонтами на проствет, и с зонтами на отражение. И такие заметки появятся в разделе «Практика» сайта обязательно!

Если есть какие-то вопросы по зонтам на просвет и софтбоксам — спрашивайте в комментариях..))

Александр
2011-10-10 01:24:44
Большое спасибо за статью, особенно за визуализацию. Актуальный вопрос как высветить модель с ног до головы (интересует оптимальное по портативности решение). С уважением, Александр.
strobius
2011-10-10 14:46:48
Осветить модель полностью можно и голой вспышкой. Серьезно. Ваш вопрос не имеет ответа, потому что выбор оборудования напрямую зависит от задачи, места и желаемого результата. В каком-то случае хватит небольшого зонта, в каком-то - двух, установленных друг над другом, в каком-то нужен паразонт, в каком-то софтбокс, в каком-то стрипбокс... Вам нужен мягкий свет, жесткий? А что с внешним освещением? Оно есть или нет? Вы его предполагаете исключить или совместить с импульсным? А что у вас будет выступать основным, рисующим светом? Вы предполагаете использовать заполняющий свет? И т.д, и т.д.... Поверьте - нет универсальных рецептов на все случаи жизни. А тем более, для неизвестных, абстрактных случаев. Это все равно, что спросить что-то типа "а как сделать портрет красиво".
Евгений
2011-12-28 08:50:47
Осветить модель во весь рост можно спышкой с использованием практически любого модификатора, дающего градиентный переход от тени к свету. Даже обычным рефлектором. У софтбокса, как показал автор статьи, причем очень наглядно, также имеются области с плавным градиентом. Поэтому разместив определенным образом рефлектор или софтбокс, так чтобы градиент превратился в область с равномерной освещенностью по вертикали, можно одним небольшим источником снять ростовой портрет.
Андрей
2012-01-24 18:34:55
Спасибо большое за статью! Очень полезная и интересная с наглядными примерами.Если будет возможность расскажите о недорогих радио синхронизаторах для вспышек. С уважение Андрей
max
2012-01-27 21:33:19
Подскажите, какого размера, желательно, должен быть софтбокс для свадебной съемки в основном на улице (в смысле 40х40 будет маловато?)
strobius
2012-01-28 13:07:15
На улице в светлое время лучше пользоваться зонтами на просвет - и удобнее, и по размеру больше.
Андрей
2012-03-01 18:24:31
Еще раз о размере софтбоксов. Есть возможность взять софтбокс 80х80 см и 60х60 см для накамерной вспышки. Что предпочтительнее для съемки лицевых, поясных, бедренных портретов в интерьере? Как с жесткостью конструкции в размере 80х80 см?
Андрей
2012-03-06 13:08:09
Зонты и софтбоксы ( 4х угольные ) все теперь стало ясно , спасибо . Но возник вопрос а что лучше и что удобнее использовать софтбокс (4х угольный или 8 )
strobius
2012-03-06 20:49:03
Одинаково по удобству использования. Другой вопрос - освещаемая зона и... формы бликов!..)) У прямоугольных световое пятно вытянуто сверху-вниз, у квадратных и октабоксов - световое пятно круглое. При этом блики от октов более "естественные" блики в глазах - как у солнца, но для некоторых съемок важнее как бы сделать "свет из окна" - так что вопрос не в удобстве, а в задумке фотографа.
Ирина
2012-03-25 12:24:54
спасибо большое за статью. Хотелось бы узнать: какая разница между дорогим и дешевым софтбоксом, при условии, что взяли одниковый размер? например Falcon или Mircopro и Elinchrom, будет ли разница в картинке?
Денис
2012-11-06 18:33:35
Добрый вечер,спасибо за статью,хотелось бы задать вопрос,хватит ли мощности импульса вспышек типа 580,600 кенона,для съемки портрета(1-2чел) в солнечную погоду(контр.свет),или стоит смотреть в сторону более мощных пых типа квантум с в.ч.110,но смущает что по ним нет обзоров и отзывов и цена не самая низкая,может вы имели опыт работы с ними,и что можете посоветовать? заранее спасибо
Максим
2013-04-07 18:28:43
Доброго время суток...немогли бы подсказать какой зонт можно купить для портретной фотосъемке.... зарания благодорю...
trsteep
2013-06-14 12:27:52
Спасибо за пример! Так можно и в другую сторону зонтом снимать :) А софтбокс и зонт каких размеров лучше для портретных и грудных снимков?
Андрей
2013-09-17 01:55:25
В какой сумке переносить westcott Apollo 50" + журавлик manfrotto 420B? Apollo в сложенном состоянии = 127 см примерно (((
strobius
2013-09-17 09:19:38
Таких длинных чехлов у нас нет.... Разве что нужно померять скатку Strobius Basic 110 - к вечеру напишу, поместится ли 127 см в нее.
Руслан Хлебников
2014-11-25 13:23:14
"А как сделать портрет красиво?" - читать статьи и обзоры от strobius))))
Дмитрий
2015-02-02 00:59:17
Блин, это самая лучшая статья, которая показывает разницу между зонтом и софтбоксом!!! Спасибо!!!
2015-08-02 00:06:12
Скажите пж, какой фирмы лучше выбрать софт. И какого размера максимального для на камерной вспышки. Спасибо!
sanek sanek
2015-08-05 23:11:33
Имею в виду , сможет ли 430 ex заполнить светом весь софт бокс равномерно, из ниже описанных)))
Strobius Team
2015-08-02 13:03:57
Принципиальной разницы в производителе нету, а вот размер зависит от задач которые вы себе ставите, если будет постановка берите 60 на 60, если поучиться и компактно то 40на40.
sanek sanek
2015-08-05 14:46:52
Canon 430 вспышка потянет софт 80x80 или 60x90 зарание спасибо!
Strobius Team
2015-08-05 14:51:11
В каком смысле "потянет"?
Andrew Kuznetsov
2016-01-20 00:11:56
накамерный софт 60х60 - да вы, батенька, извращенец!
Strobius Team
2016-01-20 11:22:10
А кто говорил про намеренный? "Накамерный" и "софт" можно сказать несовместимые вещи для качественного результата.
Serge Fly
2016-02-01 02:16:33
Спасибо, хорошо написано! Скажите, пожалуйста, какой зум нужно устанавливать на вспышке? и где ее лучше ставить - ближе к ручке зонта или глубже - ближе к поверхности купола? и имеет ли это значение? Спасибо.
Strobius Team
2016-02-01 13:24:37
Чтоб эффективно использовать всю площадь зонта, Вам необходимо всю ее "залить" светом от вспышки. Следовательно, зачастую, зум - шире, расположение - так чтоб вспышка светила на весь зонт не выходя за его пределы.
Vitaliy Yuzvak
2016-09-22 09:53:05
Здравствуйте. Спасибо за статью. Подскажите, пожалуйста, что лучше взять для портретной съемки в садике, 2 зонта-софтбокса на просвет, или 2 зонта-софтбокса прямоугольных, какой модификатор будет давать мягче свет? спасибо)
Strobius Team
2016-09-26 21:18:16
Здравствуйте, если вы ориентируетесь только на мягкость света, то нужно брать модификатор с бОльшей площадью. Если говорить именно о свойствах модификатора, то софтбокс позволяет лучше контролировать свет. Свет от зонта распространяется по большей плоскости, соответственно будет сильнее отражаться от стен и полапотолка. Если вы хотите снимать на улице, то зонт поможет осветить групповой снимок лучше, чем сотбокс. Подумайте так же над вариантом софт+зонт.
Vitaliy Yuzvak
2016-10-05 00:07:19
Спасибо! заказал 2софта и зонт 110)
Наверх