ПроСвет

Свет, который всегда с тобой…

svet-s-toboy-thumb

Портативные вспышки в репортажной и творческой фотографии.

За полтора десятка лет своего бурного развития, цифровая эра совершенно изменила внешний облик Фотографии. Доступность и разнообразие фотокамер всех уровней, простота и скорость получения результата, мода на «человека с фотоаппаратом»… Но, если подумать, суть Фотографии не изменилась. Как и сто пятьдесят, сто, семьдесят, тридцать десять лет назад только Свет определяет, что же мы получаем в конечном счете.

[blockquote]Цифровая матрица отличается от пленки только технологией получения фотоснимка. Современные компактные цифровые камеры прекрасно подходят под лозунг Джорджа Истмэна «Вы нажимаете на кнопку — мы делаем всё остальное», с которым создатель Kodak начал поход к массовому потребителю… еще в конце XIX века! Ну а цифровые зеркальные фотоаппараты даже внешне претерпели не такие глобальные изменения. А пресловутый Photoshop просто упростил процесс ретуши и коллажирования, которыми занимались фотографы в большей или меньшей степени сразу после зарождения фотографии.[/blockquote]

Нынешний «бум» фотографии не нов. Совершенно. Стоит только начать читать рассказ Карела Чапека «Человек и фотоаппарат», написанный в 1930 году — и с первых абзацев становится все таким знакомым и современным, что остается только улыбнуться.

А потом — опять вспомнить.. про Свет.

Вспышки Свет делает фотографию. Разумеется, при помощи фотографа и оборудования — но только свет. Солнце — лучший друг и, в то же время, недруг фотографа. Солнечным светом управлять нельзя — под него можно только правильно построиться. Так же как и искусственный, который нас окружает везде — он часто оказывается недостаточным, не того оттенка, не в том месте… Но ничего не поделаешь — или он есть там, где его подключили, или его нет.

Студийный свет полностью управляем — но только в одном конкретном месте. Нет, конечно, его можно и привезти куда требуется — но это под силу только крепкой команде профессионалов под хороший бюджет.

И вот теперь я плавно подхожу к прибору, который подарила нам цифровая эра. Того, чего не было в арсенале фотографов еще какой-то десяток-полтора лет назад. И даже в русском языке до сих пор нет единого названия..)) Репортажная-, накамерная-, портативная- или просто вспышка; спидлайт; блиц; флэшган; строб… На выбор. Важно одно — впервые в руках фотографа появился свет, которым можно управлять везде и всегда. Именно так, как нужно фотографу. Именно там, где нужно фотографу.

[divider_line]

До XXI века таких решений просто не существовало – обычные репортажные (не говоря уже о встроенных) вспышки были жестко привязаны к камере, а студийный свет всегда привязан к источникам энергии. И вот сегодня мы имеем инструмент, который объединил в себе прелести мобильности портативного света и креативности студийного. Легкие, автономные, удобные в использовании портативные вспышки делают современного фотографа независимым от внешних условий освещения, источников постоянного электропитания и мест съемки.

magnesium flash1 4066-Flashbulb 00Ao5r-21415884 Metz-45-CL4-Digital-Flashgun-Kit-inc-3045-0

[pull_quote_right]Фотографы, как это ни странно, довольно консервативный народ, и воспоминания о плоских лицах и жутких тенях от жесткого света вспышек «в-лоб» пока что еще часто ассоциируются напрямую со спидлайтами.[/pull_quote_right]

Все начиналось с тех магниевых вспышек, которые мы можем видеть в фильмах про старые, «дореволюционные» времена. Далее эстафету перехватили круглые репортажные блицы — и оставались довольно долго единственным вариантом «переносного» света фотографа. Газоразрядные лампы начали применяться во вспышках не так давно, но все-равно основной удел таких вспышек оставался в репортажной области, когда снимаемое событие более важно, чем «красивость» этого снимка. Жесткая привязка к камере и направленность света «в-лоб» по оси камеры дает неестественный, «плоский» свет. Плюс — питание таких вспышек оставалось не самым простым вопросом…

А в конце 90-х звезды на небе сошлись правильно — и начали складываться следующие слагаемые:

1. Появились доступные компактные и емкие источники питания — батарейки и аккумуляторы, с которыми продолжительность работы вспышек позволяет делать сотни кадров без их замены.

2. Кроме непосредственно самой лампы, в портативной вспышке появился управляющий блок, который принес очень полезные функции:

— регулировка мощности светового импульса;
— программное взаимодействие с камерой, при котором учитываются все установки фотоаппарата, начиная от режимов съемки, параметров экспозиции и заканчивая текущим фокусным расстоянием объектива;
— автоматическое определение мощности импульса в зависимости от установок камеры и внешних условий съемки;
— режим высокоскоростной синхронизации, при котором стало возможно применять вспышки при коротких выдержках в зеркальных фотокамерах.

3. Головка вспышки перестала быть жестко привязана к одному направлению — она стала поворотной как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, что позволяет использовать отражающие поверхности для получения более интересных световых рисунков.

4. Угол рассеивания светового импульса так же теперь может регулироваться как в автоматическом, так и ручном режимах (т.н. «зум» вспышки).

5. И, наконец, важнейшая функция — дистанционная синхронизация вспышек с камерой, причем как в ручных режимах настройки мощности и угла рассеивания импульса, так и во всех доступных автоматических (TTL, медленной и высокоскоростной синхронизации).

В результате, обычный блиц превратился в доступный независимый источник света, с помощью которого фотографы сегодня могут реализовать огромное количество своих творческих замыслов. Несколько спидлайтов в сочетании с цифровой фотокамерой в одном рюкзаке могут заменить целую фотостудию, позволят выехать к заказчику для проведения полноценного сета или снимать в недоступных ранее местах с недоступным ранее креативом. Имидж ускоспециализированного прибора для репортажа постепенно меняется не только в глазах любителей, но и профессионалов, для которых портативные вспышки еще недавно были лишь уделом фотожурналистики, когда событие первично, а свет — вторичен. Фотографы, как это ни странно, довольно консервативный народ, и воспоминания о плоских лицах и жутких тенях от жесткого света вспышек «в-лоб» пока что еще часто ассоциируются напрямую со спидлайтами.

on-camera-1 on-camera-2

При этом, «репортажное» использование современной вспышки на камере тоже позволяет творчески подходить к процессу. Съемка торжественных мероприятий, общественных событий мировой и локальной значимости, номинаций в мире спорта и шоубизнеса, «производственных» репортажей, тусовочных пати, семейных и детских праздников и т.п. можно снимать не только «по старинке», направив вспышку прямо с установленным «каким-то автоматом», но и очень даже красиво и креативно, с использованием всех доступных режимов камеры и спидлайта, которых сейчас заложено немалое количество.

ГраффитиТем не менее, плата за мобильность при установленной вспышке на камере существенна, и такое расположение спидлайта не очень способствует творчеству в постановочной фотографии. Другое дело — когда фотограф волен размещать любое нужное количество вспышек там, где ему угодно и рисовать светом то, что ему хочется. Да еще и управлять жесткостью света при помощи специальных фотозонтов, софтбоксов и множества специализированных модификатов. Благо, из-за размера спидлайтов их может быть великое множество и они вполне доступны по цене.

Выбор места и времени съемки с набором дистанционно управляемых портативных вспышек теперь существенно расширяется. Фоновое окружение кадра — любое место от квартиры, улицы, леса до фабричных антуражей. По сути, тут ограничение только одно: его нужно найти, а принести свет и снять уже не представляет труда. Иметь в своем распоряжение бесконечное количество мест для съемки, выбор которых ограничен лишь фантазией фотографа — что может быть прекрасней?..))

И время съемок уже не так критично: портативный свет спокойно позволяет добавить в кадре солнце в пасмурную погоду, или наоборот — сымитировать сумерки в ясный солнечный день. Создание черного фона при съемке, например, в обычной квартире с дневным освещением из окна — тоже очень простая задача. А если фотограф установит мощность вспышек на уровне освещенности места съемки — то он получит еще один источник света к своим вспышкам в виде солнца или искусственного окружающего освещения.

Часто можно услышать от людей, не сталкивающихся с фотографий, что они «хотели бы иметь студийные фотокарточки» себя или, что чаще, своих детей. С точки зрения фотографа, такие люди желают получить свои снимки с красивым, качественным светом, который еще недавно действительно был доступен только в студии. И тем приятнее делать открытие людям, когда приходишь к ним домой и делаешь прекрасные снимки в привычном для них месте только за счет нескольких маленьких вспышек и понимания, как они работают…

Как страшно жить... Ковбой

Применение современных портативных вспышек на камере или вне ее с дистанционным управлением не ограничивается только портретной фотографией.

КапляПодсветить какой-то близкий важный объект в кадре при съемке закатного пейзажа… Расставить несколько источников вокруг места скопления букашек-жучков при макросъемке… Расположить пару вспышек около птичьей кормушки и снимать их с нескольких десятков метров, получая шикарные необычные кадры… Осветить снимаемый интерьер и добавить несколько световых акцентов…. Расставить пяток спидлайтов вокруг автомобиля для рекламной съемки… Пустить луч контрового как-бы-солнечного света на красивый цветок на вечерней клумбе…

В предметной съемке портативный свет по-новому раскрвает всю мощь управляемого света. Съемка натюрмортов, украшений, предметов, креативные решения с использованием движения и цветных фильтров, выездные съемки товаров для каталогов магазинов, еды для меню ресторанов и многое другое…

Вся прелесть портативного света в том, что он доступен практически каждому — как по денежным затратам, так и условиям применения. Второе даже важнее, так как любое место может превратиться в съемочную площадку — и комната квартиры, и дачный участок, и детская площадка, и рабочий кабинет, и ближайший парк, и пляж на реке и т.д., и т.п. Нужно только, чтобы появилось желание (или необходимость) научиться его понимать — и все, дело только за фантазией. Представьте, если все семейные альбомы начнут становиться такими, как я когда-то показывал тут — вот будет прекрасно!..))

Павел
2012-01-01 16:31:53
Когда смотришь на фото, всегда кажется, что сделать его очень сложно. Нужна куча дорогого оборудования, специальных приспособлений. А на самом деле все просто. Спасибо за толковые рассказы. Будем пробовать повторять и далее творить сами. P.S. Повеселил кулек с водой для фото с каплей!
Наверх