Портрет

Расстояние от модели до вспышки и фона

distance-thumb

Этот обзор я уже давно хотел написать, но не совсем понимал, как же его правильно показать, чтобы было понятно, как расстояние от вспышки до модели с одной стороны, и от модели до фона с другой, влияют на рисунок света, на цвет и тон фонового освещения…

Остановлюсь сегодня на работе с модификаторами, которые призваны смягчать свет — софтбоксы. Этот же принцип относится и к фотозонтам, но там есть небольшие влияния от переотражений света, которые немного могут помешать чистоте эксперимента. Так же в обзоре используется только один источник света.

Как далеко следует размещать вспышку от модели при съемке? На первый взгляд, ответ на этот вопрос простой: чем ближе к софтбоксу и зонту, тем мягче будет свет, чем дальше мы будем отодвигать вспышку, тем жестче… Это верно. Но, на самом деле, все не так просто..))

Сразу скажу, я осознанно делал тесты не в студии, а в домашних условиях, которые, по мнению многих, никак не подходят для качественной фотографии. Но весь сайт мой направлен на то, чтобы рушить этот миф и показывать, что классные фото можно делать везде.

Для первого кадра я установил на стойку вспышку с софтбоксом EazyBox 60×60 см. После этого взял в руки флешметр и замерил мощность импульса на разных расстояниях — начиная от полуметра от вспышки и заканчивая импровизированным фоном.

Посмотрите, как интересно происходит падение интенсивности освещения (я специально ставил метки для основных диафрагментальных чисел, разница между которыми равняется одной ступени): совсем рядышком с софтбоксом мощность довольно велика, на уровне f/16. Далее, на расстоянии даже меньше полуметра интенсивность падает в два раза и получаем значение f/11. Следующее падение в два раза происходит уже более, чем через пол-метра (f/8), и далее происходит увеличение расстояния падения интенсивности в два раза при каждом новом переходе на f/5.6 и f/4.0. (Нужно будет найти как-то место длиной метров в 10-15, чтобы показать, что расстояние от показателя f/4.0 до f/2.8 будет несколько метров).

Именно из-за такого неравномерного падения мощности освещения и происходят те самые «не все так просто» вещи». Посмотрите на следующий кадр, где я разместил модель в районе метки f/16, чтобы начать тест:

Когда молодой человек выпрямится, то его лицо окажется в районе f/16, а затылок — уже на отметке f/11! Тоже самое будет, если он развернет плечи или примет любую другую позу, которая отличается от простого «анфас-фото-на-паспорт». Если вспышку разместить слишком близко к модели, то вы можете получить разницу в освещении в пределах одной-полутора ступеней на одном человеке. Конечно, это иногда может дать интересный «драматический» и высоко- контрастный рисунок, далеко не всегда…

В данном тесте я установил софтбокс не прямо, а немного под углом, где-то около 30 градусов, что более естественно для съемки портретов. И это послужило еще одним фактором, который очень сильно повлиял на световой рисунок при размещении вспышки близко к модели.

f/16, 1/160 сек, ИСО100

Тут мы получаем кадр с высоким контрастом из-за перепадов интенсивности освещения и размещения вспышки. Даже может сложиться впечатление, что перед моделью не софтбокс, а какой-то маленький модификатор, который светит жестким светом (более подробно про мягкость и жесткость света читайте в этом цикле статей).

А стоит только немного отодвинуть модель от вспышки, то получается совершенно другой портрет (мощность вспышки не меняется, только открывается диафрагма в соответствии с расстоянием от вспышки):

В районе метки f/11

f/11, 1/160 сек, ИСО100

Смещение всего на полметра — а как меняется рисунок! И контраст, и освещение меняются кардинально, так как положение софтбокса осталось прежним, и левая часть (от фотографа) лица модели уже попадает в освещенную зону. Тени довольно мягкие, контраст еще есть — но он намного ниже, чем в первом снимке.

И, кстати, обратите внимание на фон — он стал немного светлее (пока что еще -чуть-чуть — но все же). Дело в том, что разница между установленной на камере диафрагмой f/16 и светом на фоне по показаниям флешметра f/4.0 составляет 4 ступени, а между f/11 второго кадра — 3 ступени. Т.е. — фон начинает выходить из «недодержки» относительно модели.

Идем дальше — перемещаю модель в район метки f/8:

Здесь перепада мощности еще меньше и контраст уже не настолько вмешивается в «создание эффекта жесткости», хотя, если внимательно приглядеться, тени становятся немного жестче:

f/8, 1/160 сек, ИСО100

На этом расстоянии модель уже может поворачиваться гораздо свободнее с точки зрения того, что интенсивность света не будет слишком уж разной, например, на переднем к камере и заднем плече. И снова — фон. Он еще светлее, так как разница между f/8 и f/4.0 — две ступени.

Перемещаем модель в район отметки f/5.6:

Здесь все становится еще более предсказуемым — и контраст не очень высок, но жесткость повышается, и фон уже очень хорошо освещен из-за разницы в диафрагме, выставленной на камере в значении f/5.6 и фоном на f/4.0 — всего одна ступень.

f/5.6, 1/160 сек, ИСО100

Особенно хорошо видно, что освещенность стала равномерной по волосам — они теперь не уходят в тень.

И, напоследок, подведем модель к самому фону:

К сожалению, в последнем кадре я немного не попал с фокусом, переснять не могу — но не очень страшно. Тем не менее, из этого кадра прекрасно видно, свет уже довольно жесткий, а фон — практически белый, какой он и есть на самом деле:

f/4.0, 1/160 сек, ИСО100

Так на каком же расстоянии нужно устанавливать вспышку от модели, и как далеко уходить от фона? Мой традиционный ответ — решать вам..)) В том то и прелесть фотографии, что нет правильного ответа вне контекста конкретной съемки. Просто следует знать, что получается в том или ином случае, и насколько это соответствует задаче фотографа.

Borys
2012-01-26 16:45:10
Вопрос возможно не по теме, но всё же.. Каким флешметром вы пользуетесь? Интересуюсь, так как планирую брать себе. И ещё. Не совсем удобно писать "Стробиусу", приятнее общаться с живым человеком...
Денис
2012-01-26 00:11:03
---------УДАЛЕН ПОТОК БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО---------- <em>О, Господи... И не лень же было это все строчить... В бан.</em> <em>Strobius</em>
Эля
2012-01-25 13:31:01
Клёвая и очень полезная статья! А с каким объективом работали?
Borys
2012-01-25 18:04:37
Да, интересно. Буду пробовать двигать...
Денис
2012-01-25 21:29:20
"чем ближе к софтбоксу и зонту, тем мягче будет свет, чем дальше мы будем отодвигать вспышку, тем жестче…" интересно, откуда взято утверждение? звучит как минимум самонадеянно
strobius
2012-01-25 21:39:26
Кхм... Интересно, а как Вы считаете, за счет чего тогда создается мягкость и жесткость света?.. Когда мы говорим о мягком или жестком свете, мы имеем ввиду именно такую характеристику, как отношение расстояния от источника света к площади источника света. Чем эта условная величина меньше, тем свет жестче. Очень рекомендую почитать цикл статей про жесткость и мягкость света на сайте: http://strobius.com.ua/practice-cat/prosvet-practice-cat/zheskij-i-myagkij-svet-1.html
Агафья Тихоновна
2012-01-27 09:07:42
Спасибо, Геннадий, огромное за Ваш труд. Весьма познавательно и полезно.
Михаил
2012-01-27 09:16:56
Статья отличная, наглядная и позновательная, спасибо ;)
strobius
2012-01-28 13:04:04
Простым Sekonic L-308S - мне хватает с головой. Зовут меня Геннадий..))
Михаил
2012-02-09 20:14:40
Геннадий,напишите про него(Sekonic L-308S) статью?)
strobius
2012-02-09 22:59:43
Не - в интеренете же куча статей про флешметры, я лучше про вспышки..)) Хотя - подумаю, но не в ближние планы.
paparazzi
2012-04-15 16:39:17
Извините за ранее ,что не по теме.Но тема флешметров для меня была актуальна года 3 назад.Но зачем нужен этот дорогой девайс,если мы не работаем на дорогую плёнку ? Сейчас хватает встроенного экспонометра в камере и 5 пристрелочных кадров.Геннадий,вы сейчас продолжаете использовать флешметр ?
strobius
2012-04-16 17:12:17
Очень часто использую. Флешметр необходим не столько для получения значений правильной экспозиции, сколько для понимания соотношения мощности света слева-справа-сзади модели. Для меня это очень полезный инструмент в постановочной фотосъемке.
Марина
2012-07-03 22:40:53
Спасибо! Отличная статья! И сайт Ваш очень приятный)
bionic
2012-07-18 22:01:02
понравилось, спасибо
Andy
2012-10-03 08:46:57
Геннадий спасибо! Давно хотел сам провести такой эксперимент... только теперь привяжусь не к диафрагменным числам, а к метрам...
ruzvold
2012-12-03 16:51:01
про флешметр автора поддерживаю. Сам не пользуюсь, так как не имею его в наличии, но для для того чтобы померить освещённость по глубине кадра он нужен. А вот про один источник света не совсем корректно. Софтбокс - рисующий, а белая стена, явно, заполняет тени, Я считаю, что источников два, активный и пассивный
Артём
2013-01-07 17:34:17
Спасибо за полезную информацию.....много выводов можно сделать!
Алексей
2013-04-17 15:16:20
Хорошее видео на тему игра света http://vimeo.com/64195733
Роман
2013-07-07 22:50:38
Спасибо! Полезнейшее исследование, очень важная информация. Давно знал о влиянии расстояния на жесткость, но не подозревал об аспекте контраста светотени.
Григорий Кощеев
2014-02-03 13:39:05
делаем вывод:) увеличивая расстояние до модели - теряем объем(пониж.контраста) приближая модель к фону - осветляем его (уменьшается разница освещенностей модели и фона) то есть все дело в интенсивности света на разных расстояниях, причем падение происходит нелинейно а квадратично
Григорий Кощеев
2014-02-03 14:51:23
не могу понять только почему солнечный свет довольно таки контрастный, именно контрастный (не говорю про жесткость)
Кандиба
2014-10-18 23:07:37
По-перше кутовий розмір Сонця дуже малий - пів градуса. В грубому наближенні - це точкове джерело світла. Тому великий контраст. По-друге заповнююче сітло від неба має суттєву іншу кольорову температуру, тому для пом’якшення тіней в парі з сонячним не ефективне.
Наверх