strobius-grid-review-thumb
Модификаторы

Портрет на черном фоне с гридами

Наконец-то дошли руки написать этот небольшой урок о вопросе, который мне задают очень часто — как получаются эти самые портреты на черном фоне? При чем тут гриды?

Вообще — в чем главная фишка портативных вспышек?

На мой взгляд — преображать привычный мир, возможность делать его другим практически в любом выбранном месте. И в первую очередь это относится к портрету с «исключением» внешнего освещения, когда на фотографии получается один человек, без окружающих интерьеров и предметов. Одно дело — прийти в фотостудию, где все приспособлено для получения «качественного фото» и нет ничего лишнего — только куча большущего дорогого оборудования и однотонные фоны в специальных креплениях. А другое — в течение нескольких минут получить подобный кадр в квартире у друзей, в офисе, на пикнике, в спортивном зале, в тени деревьев… да где угодно..))

Ну, например — берем нестриженого небритого дядьку (всего-то полтора месяца назад было — как долго уламывала парикмахер не стричь все это! 😉), спрашиваем, где его первая фотокамера, даем ее ему в руки, и в обычной комнате делаем несколько кадров с двумя маленькими вспышками:



Для получения таких портретов нужно пять минут на установку двух стоек с фотовспышками, и пять минут времени на саму съемку. Никаких походов в студию, никаких долгих уламываний  — на самом деле люди спокойно относятся к подобного рода быстрым съемкам. А результат всегда вызывает одинаковую реакцию: «Ой как это! Тут же не темно!! Мне нравится…»..))

На самом деле — да, не нужно выключать свет, искать какие-то особые места. Вот чем и где были сделаны эти снимки:

Совершенно не важно, какого цвета стена сзади, что на ней висит, какие предметы расставлены вокруг — в результате-то их просто нет на фотографии, потому что свет от вспышек сосредоточен исключительно на человеке.

Но — секрет маленький все-таки есть: это вон те маленькие черные насадки на головах вспышек, которые называются «грид» или просто «сотовая насадка«. Пару месяцев назад я делал небольшой обзор модификаторов света Micnova, где рассказывал и про данные аксессуары.

Главная задача грида в такой технике — направить свет только на модель и не дать распространиться на окружающую обстановку (кстати — кадр со стойками сделан вспышкой на камере, свет ее отразился от стены — и черный фон не получился). А установки камеры, разумеется, в мануальном режиме «М», должны быть такими, чтобы свет от ламп, окна и т.п. не проявлялся на снимке. Например, выдержки 1/160-200 сек и диафрагмы f/8-11 при ISO100 вполне хватит. Попробуйте сделать снимок с такими установками в квартире с включенным светом или незадернутыми шторами — наверняка получите просто черный кадр (если только в окно не бьет прямое дневное солнце). Это и есть наш «черный фон»..))

Без тоже гридов мощно обойтись, но только в очень больших помещениях — спортивных/актовых/конференц залах — или на открытом воздухе в пасмурный день, где свету от вспышек не от чего переотражаться. Но в стандартных помещениях, типа квартир, офисов и т.п. грид становится незаменимым инструментом.

Для сравнения мы сделали несколько вариантов снимков в этом же месте с другими параметрами.

Вспышка на камере, направленная в потолок и вытащенной белой визиткой

Сравните этот кадр с первым в статье (дальше мы уже убрали Зенит на его законную полку — ведь речь не о нем) — как вам разница? И это с учетом, что фон однородный. А если бы это были веселенькие обои в цветочек или еще чего похуже? 😉


 

Свет нормальный — но скучный… Кстати, фас/профиль — это не для милицейского протокола :), а чтобы дать сравнение с первыми тремя вариантами, где есть и вид спереди, и сбоку в позе Гамлета..))

Две вспышки на стойках без сотовых насадок

Мы сняли гриды с фотовспышек (они оставались на своих местах) чтобы показать, какие кадры получатся без этих модификаторов в этом же месте.

Первая проба — зум рефлектора обеих Yongnuo YN-560 установлен широкий угол освещения — 24 мм. Само собой, свет от прямых вспышек жесткий, в отличие мягкого от потолка, но речь сейчас о рисунке и исключении фона из кадра.


В этой пробе о «профиле» забыли — но ничего, не страшно..))

Как видите, на таком широком зуме свет от вспышек попадает и на модель, и на всю окружающую обстановку — черный фон так не получить.

А что получится, если поставить самый узкий угол освещения, который позволяют сделать 560-ки  — 105 мм — может, луч вспышек будет настолько уже, что на стены и обстановку никаких рефлексов давать не будут?



Как видите, все-равно угол освещения достаточно большой и часть света попадает на стену. Для получения черного фона в этом месте луч вспышки недостаточно узок…

Две вспышки на стойках с сотовыми насадками

Снова надеваем на вспышки гриды и получаем вот такой результат:



Думаю, теперь вам понятен механизм съемки портрета на черном фоне без самого черного фона..))

Напоследок несколько важных моментов

  • Я ни в коем случае не говорю, что только так и нужно снимать с портативными фотовспышками — это классная техника, но одна из многих!
  • Вспышек может быть одна, две, три; гриды — на всех или только на тех, которые направлены в сторону поверхностей и предметов, которые могут попасть в кадр. Такая схема расстановки света не единственная — экспериментируйте!
  • Вспышки без больших модификаторов (зонтов, софтбоксов) дают жесткий свет (очень рекомендую почитать статьи по ссылке). Если для мужского или детского портрета это не столь критично, то с женским нужно быть осторожнее и внимательнее — не все барышни могут получиться выгодно в таком свете. Жесткий свет очень избирательный как к модели, так и к навыкам фотографа. Но зато уж если жесткий свет «полюбит» женское лицо — то это получается очень эффектно!


RiDstudio
2012-09-05 07:47:29
Спасибо,очень интересная статья,впрочем,как и все остальные.спасибо
Валерий
2012-09-10 21:31:32
Просто, наглядно и доходчиво. Все конкретно. при работе именно с сотовыми насадками для вспышки. Не нужно упоминать никаких флагов и шторок, это стробизм! потртативность и оперативность. И в качестве шутки так и хочется дописать-и все это еще на русском языке! За все годы увлечения фото сколько таких уроков подсмотрено в книгах, но язык...английский, французский, немецкий.
Liosjk
2012-09-07 00:09:31
Хорошо проилюстрированно, можно было упомянуть снуты и чёрные флаги или шторки. А ещё если поставить соты вплотную к стеклу пыхи оно может пригореть, особенно самопал из трубочек для напитков
strobius
2012-09-07 01:47:32
Если гриды от "очумелых ручек" - да, могут гореть..)) Но от нормальных производителей все в порядке - за пару месяцев работы с Микновами никаких намеков на обугливание..)) По поводу флагов и шторок - в этой технике они не нужны. В других сюжетах - да, вот тут на последнем кадре "зажигания" лампочки без флага ничего не получилось бы: http://strobius.com.ua/practice-cat/objects-practice-cat/zazhigaem-lampochku-v-rukax.html Но по этим модификатором нужна отдельная тема...
Вячеслав
2012-09-06 20:44:12
Присоединяюсь. Полезная и наглядная статья.
Александр
2012-11-20 01:53:31
Здравствуйте! Извините, за возможную глупость - а как быть со светосинхронизацией от встроенной вспышки на камере, ведь ее свет отразится от стены и все испортит, или на минимуме получиться? Или для подобных портретов обязательно иметь синхронизаторы по радиоканалу? Заранее спасибо, хороший сайт 5+
strobius
2012-11-20 02:09:01
Желательно синхронизироваться по радио, конечно. НО - и со встроенной тоже все может получиться. Смотрите: мощность встроенной вспышки редко когда бывает больше GN-14. Если ее установить на на минимум, например, на 1/32, то это получится в пять раз меньше света, т.е. - GN 2.8. Теперь установки внешних вспышек. Например, Yongnuo YN-560. Ее максимальная мощность - GN 58. Ставим мощность, например, на уровень 1/2. Получаем GN 24. Это в восемь с половиной раза мощнее, чем свет от встроенной. Восемь ступеней!!! Да если диафрагму камеры выставить под свет внешней вспышки, то встроенная не окажет никакого влияния в данном месте - пусть себе переотражается сколько угодно и от чего угодно. Понять это просто: если установлена, например, диафрагма f/16 и этого показателя хватает для правильной экспозиции внешней вспышки, то для экспозиции встроенной нам нужно открыться до.... f/1.0..)) Конечно, тут еще нужно брать в расчет, что грид скушает немного света, и разница выйдет где-то в шесть-семь ступеней - но все равно этого будет достаточно, чтобы исключить свет от встроенной вспышки. Сложная математика? ;) Но это реально работает. Просто нужно понять, что такое ступень, экспозиция, экспопара - и все встанет на свои места. Сейчас готовится видеокурс, где такие штуки я постараюсь разъяснить простыми словами..))
Сергей
2012-09-05 18:44:59
классный эффект, даже не предполагал , что такое возможно
Алексей
2012-09-06 09:53:27
отличная статья, с примерами! все ясно и понятно. единственный минус нет кнопок поделиться в соцсетях. или я не нашел?!
strobius
2012-09-06 12:40:23
Спасибо за добрые слова. Действительно, как то я с кнопками немного забылся..)) Нужно сделать - уже поставил в планы.
Александр
2012-11-24 01:54:05
Ух ты, спасибо! Я не ожидал что Вы так быстро ответите! Математика не сложная, я предполагал, что такое возможно, но на практике никогда не пробовал. Хотелось бы посмотреть Ваш видеокурс! Мне вот интересно с каким гридом получается интереснее свет с 1/4 1/6 или 1/8? Мне кажется чем меньше пятно, тем легче можно управлять светом или я ошибаюсь? И еще (простите за наглость), у Вас в этой статье только на одной вспышке стоит синхронизатор, а вторая вспыхивает от первой по светоловушке, может нужно на каждую вспышку синхронизаторы? Просто у меня 2 вспышки YN560 а синхронизаторы парами продаются, вот думаю, хватит ли двух или лучше все же 4 купить и один лишний получиться? Спасибо большое Вам за ответ... да и просто за то что Вы есть, не догадался без этого сайта , что такое можно творить с вспышками (тоскал с собой дешевые софиты и мучился впотьмах)
strobius
2012-11-24 03:32:12
Да и с тем, и с другим такая мощность может получиться. Просто размер светового пятна будет разная - с 1/8 меньше, с 1/4 больше... А управлять ими "одинаково" - речь лишь о площади освещения, которе напрямую зависит от задачи. Про синхронизацию. В помещениях светоловушки Yongnuo YN-560 работают очень надежно, не нужно на каждую вспышку одевать по синхронизатору. А вне помещений - уже другой коленкор, там стоит синхронизироваться только по радио.
Ирина
2012-11-08 15:05:34
Ребята, вы просто молодцы, что находите время так доходчиво и подробно все объяснить. Недавно нашла ваш сайт, теперь он у меня первый в закладках!
Александр
2012-12-03 09:31:22
Подскажите, возможно ли сделать ростовой портрет по данной технологии, ведь растояние от вспышки до объекта думаю должно быть 2 метра? Если да, то какой грид лучше применить 1\4 или 1\8, достаточна ли вспышка 42
Олег
2013-04-07 15:24:22
Сначала попробовал по аналогии как описано выше (с изменениями). 1 вариант: на камере (оптическая синхронизация внешних вспышек с камеры Canon EOS 60D, настройка встроенной вспышки: ETTL II - оценочный, функция беспроводной вспышки - внешняя) - M, 1/250, f/8, ISO 100; рисующий свет A(Canon Speedlite 600EX-RT) - на 4 часа; контровый B (Canon Speedlite 430EX II)- на 10 часов; Вспышки оставил в режиме ETTL, M zoom, 24 mm, соотношение мощностей A:B - 1:1, на обеих - grid reflector Flama FL-SG18. 2 вариант: перевел камеру в режим приоритета диафрагмы (Av) с фиксированной выдержкой 1/250. Вывод: результаты одинаковы, что в M, что в Av - ровный черный фон!
Руслан
2013-03-16 19:11:35
Спасибо очень хорошая статья!
Евгений
2013-06-26 09:58:04
....все вышеописанное делал на студии,получалось конечно хорошо,но теперь заинтересовался сделать тот же эффект ,но в другом месте.Большое спасибо за статью и подсказку.Теперь конечно добираю оборудование и ....учиться..
Muzzy
2014-04-01 20:03:08
мда, все просто и понятно ... но вот печалька у меня ... не получается съемка с гридом потому как дает он какое-то не ровное распределения пятна, в центре светлый круг, а по стороная какой-то нелепый зубастый ореол ... :(((
Тони Кенгуру
2014-04-02 08:27:41
Фотку покажите. Должен быть ровный круг в центре яркий и к краям яркость спадать
Andrew1
2014-05-29 22:19:57
Спасибо,теперь понял ЭТО делается!
Ro
2014-11-23 00:28:05
Подскажите, пожалуйста, в данном обзоре (особенно первые три фото) использовался грид на 1/4 или 1/8 (пятно вроде небольшое, грид на 1/8, угадал?:D)? Да, и отдельное спасибо за такой поучительный сайт.
Сергей С.
2015-12-10 08:08:52
Последнее фото: Тень под носом уж очень на любителя... Лично я воспринимаю образ как "ворона с большим черным клювом" и отёкшим веком. Неровности кожи и т.п. не видны конечно, но светотеневой рисунок на лице ужасен. Для "показать работу грида" - пойдёт, но как пример "жесткий свет «полюбит» женское лицо" - не очень.
Наверх