Портрет

Вспышка и внешнее освещение

vneshnee_osv

С тех пор, как я начал преподавать основы портативного света, я постоянно сталкиваюсь с очень занятным феноменом: как только многие фотографы получают в руки вспышку, они совершенно перестают считаться с внешним освещением. «Я фотографировал со вспышкой!» — как-будто со вспышкой человек превращается в токующего тетерева, и не видит вокруг больше ничего…

Очень важно помнить одну важную вещь: в большинстве ситуаций (исключая очень темные места или студийные условия), вспышка — это, как минимум, ВТОРОЙ источник света. А то и третий, четвертый… И далеко не всегда она должна быть основным (рисующим) источником. Во всех случаях необходимо проанализировать, а какой свет кроме вспышки нам доступен, насколько он важен в задумке, что первично, а что — вторично. На самом деле, не так уж и часто есть необходимость «перебивать солнце», «светить против фонарей» и т.д.

Этому вопросу я буду посвящать много статей на ресурсе strobius.com.ua. И сейчас хотел бы обратиться к пособнику от Canon, где приведет очень удачный пример совместного использования вспышки и искусственного освещения лампы.

Подчеркивание атмосферы кадра с помощью вспомогательной вспышки

Запечатленное рождение шедевра…

[blockquote]«При создании музыкальных инструментов точность важнее стиля, так как музыка воспринимается сердцем и ушами, а не глазами» — замечает Эдгар Русс. Истинный мастер, начавший свое обучение подмастерьем в Кремоне в возрасте 18 лет, Русс делает столь желанные скрипки, что заказчикам приходится ждать не менее двух лет. Суть работы скрипичного мастера почти не изменилась с годами. Чтобы заслужить одобрение страстных любителей, скрипичный мастер должен терпеливо вырезать прекрасные изгибы из хорошо просушенной древесины. На показанной выше фотографии отраженный свет вспышки дополняет освещение от лампы накаливания, позволяя запечатлеть напряженную работу мастера.[/blockquote]

Фотографы всегда могут выбирать между использованием вспышки в качестве основного (рисующего) или дополнительного (заполняющего, фонового) источника освещения. При наличии постоянного света от ламп накаливания часто лучше всего использовать вспышку в качестве вспомогательного освещения, чтобы сохранить естественную, теплую атмосферу. Свет вспомогательной (заполняющей) вспышки может для смягчения просто отражаться от стен, потолка или рассеивателя и дополнять свет от лампы.

В таких ситуациях определение оптимальной экспозиции при съемке со вспышкой раньше было сложной задачей. Однако современные системные вспышки могут автоматически определять идеальную экспозицию при съемке со вспышкой, замеряя экспозицию при внешнем освещении и во время срабатывания предварительной вспышки (TTL). Эта обеспечиваемая автоматикой простота позволяет фотографу сконцентрироваться на творчестве, а не на технике.

Прямой свет (вспышка - рисующий источник)
Прямой свет (вспышка в качестве основного источника освещения)

На приведенной выше фотографии вспышка использовалась как основной источник освещения. Цвет кожи объекта передан хорошо, но лампа накаливания передержана и видна ее тень на заднем плане. Кроме того, задний план недодержан, потому что в большой мастерской недостаточно внешнего освещения. (И от себя добавлю — светотеневой рисунок на лице полностью отсутствует, фото стало плоским; для зрителя на подсознательном уровне переднее освещение совершенно не гармонирует со светом лампы — Strobius).


Освещение отраженным светом (вспышка как вспомогательный источник света)

Основная фотография снята с использованием отраженного от потолка света вспышки в качестве вспомогательного источника освещения. Использование лампы накаливания в качестве основного источника освещения позволило более естественно передать сосредоточенность мастера. Это ближе к тому, как сцена воспринимается глазами человека.

Маленький совет: когда вы устанавливаете вспышку на камеру, то получаете не очень выгодный, с точки зрения художественности, источник света. В таком положении либо используйте отражающие поверхности, или вообще не используйте вспышку в качестве основного (рисующего) света. «Пыхать-в-лоб» (т.е. — рисовать вспышкой на камере с прямым освещением) стоит только в том случае, если внешнее освещение недостаточно для получения адекватных кадров, а фотографии получить нужно обязательно. Тогда — откидывайте в сторону «художественную ценность светового рисунка» — и снимайте нужное событие, выбирая интересные моменты, ракурсы и планы.

Если же внешнее освещение достаточно, то лучшим вариантов будет именно его использовать в качестве основного (рисующего) света, а вспышку на камере — вспомогательным (заполняющим или фоновым).

Наверх