Режим Multi фотовспышки
Про фотосъемку

Режим Multi: стробоскоп в действии

  • multi-mode-4
  • Режим Multi фотовспышки
  • multi-mode-2
  • multi-mode-1
  • multi-mode-3
  • multi-mode-4
  • Режим Multi фотовспышки
  • multi-mode-2
  • multi-mode-1
  • multi-mode-3

Многие современные портативные фотовспышки имеют режим «Multi», который позволяет делать за один кадр определенное количество импульсов. Такой себе настоящий «стробоскоп». В реальной практике этот режим применяется не очень часто, но тем не менее при помощи него можно получать интересные креативные кадры.

Откуда был взят урок

Счастливые владельцы iPad 😉 имеют возможность подписывать на огромное количество разнообразных журналов через приложение «Киоск». И один из самых интересных в плане информации по работе со светом, на мой взгляд, это журнал «Light It» —  ссылка в appstore. Я с удовольствием покупаю каждый номер, но понимаю, что не все имеют айпады или знают английский язык. Поэтому решил периодически выкладывать переводы статей из этого журнала на сайте Strobius — надеюсь, Скотт Келби на меня за это не обидится..))

Автор снимков данной статьи — Eric Valid, выпуск №7 от мая 2012 года. Текстовка — вольный пересказ от Strobius.

small-flash-studio-portrait-author

Сегодня мы рассмотрим небольшой пример, как получить эффект движения при помощи этого режима на примере съемки игрока в пул. Подобного рода фотоснимки похожи на мульти-композицию с той лишь разницей, что делаются они одним кадром.

Сетап

Первая рекомендация — использовать штатив для камеры, потому что подобные кадры делаются с относительно длинной выдержкой для того, чтобы задний план, освещенный постоянным светом ламп, был правильно проэкспонирован. Вот предварительный кадр с установленной камеры без использования вспышек:

multi-mode-2

Сразу скажу — если вы хотите делать любой снимок с совмещением постоянного и импульсного света, то всегда необходимо начинать именно с установок параметров по постоянному свету и анализировать, что получается — и только потом начинать вводить вспышки. В данном месте получилось следующее: стена на заднем плане от ламп в помещении проэкспонирована правильно, а человек и стол, которые являются объектом съемки — очень важно — находятся в глубокой тени. Таким образом, внешнее освещение не будет создавать смаз на человеке и шарах из-за длинной выдержки — ведь если бы игрок в пул стоял в освещенной зоне, то невозможно было бы его сделать «резким» — человек, в отличие от стола и остального окружающего антуража, живой и двигается (дышит, подрагивают мышцы) даже в том случае, если не производит удар по шару. Ну а движение шаров тоже при длинных выдержках невозможно «заморозить» — это будет делаться коротким импульсом вспышки, в такой теневой зоне постоянный свет практически не будет влиять на результат.

Второй шаг — введение в световую схему вспышки для освещения игрока в пул. Для этого применяется обычный спидлайт на стойке, установленный сбоку от модели. Параметры зума нужно подобрать таким образом, чтобы свет от этой вспышки не сильно влиял на освещение стола — главное осветить человека, чтобы в конечном кадре было понятно, кто наносит удар.

multi-mode-3

Ну и, наконец — главный свет кадра. Это тоже стандартный спидлайт (конкретная модель не важна — можно применять любую вспышку с функцией Multi/Repeat, такие как Yongnuo YN-565EX/568EX/560EX/560II/560III, Canon 580EX/600EX, Nikon SB-900/910 и т.п.). Вспышка устанавливается на стойки сверху над столом, чтобы сымитировать свет от ламп (как мы видели из первого кадра, лампы над этим столом выключены). Для ограничения пучка света и смягчения границ светового пятна используется маленький софтбокс на вспышке, по типу Micnova MQ-B8 и ему подобных. Делается пристрелочный кадр:

multi-mode-1

Все источники на своих местах — теперь пора приступать… к математике!..))

Установки

В режиме «стробоскопа» (Multi/Repeat) вспышка делает множественное количество импульсов за один кадр. Сразу возникает вопрос: какая должна быть мощность этих импульсов, их количество и частота? Все эти три параметра настраиваются вручную и только — никаких ТТЛ-ов в этом режиме нет (как именно — смотрите в инструкции по эксплуатации к вашей вспышке).

С мощностью относительно легко — в данном кадре ее лучше выставлять на минимальном уровне, потому что импульсов будет много, и место съемки успеет получить достаточно света для нормальной экспозиции. Если же будет мало суммарной мощи во время пробы — просто ее нужно увеличивать. Конкретное значение зависит от конкретного места съемки и установленной в камере диафрагмы.

А вот с количеством и частотой немного сложнее. Есть такая простая формула:

Выдержка камеры = Количество импульсов / Частота (Гц)

Немного напряжем знания за третий класс и получим две другие точки отсчета:

Количество импульсов =  Выдержка камеры х Частота (Гц)

и

Частота (Гц) = Количество импульсов / Выдержка камеры

Все, больше объяснять ничего не нужно!… 😉

Ну ладно, поясню..))

Частота — это величина, которая отвечает за «скорость» стробоскопа, именно частоту «мерцания», извините за тавтологию. 1 Гц — вспышка ДОЛЖНА срабатывать 1 раз в секунду, 2 Гц — 2 раза в секунду, 5 Гц — 5 раз, 20 Гц — 20 раз, 100 Гц — 100 раз. ЗА СЕКУНДУ. ДОЛЖНА — но не обязательно БУДЕТ, потому что…

Количество импульсов задает фотограф при установке.

Т.е., если поставить, например, количество 6 и частоту 1 Гц, то вспышка будет мигать 1 раз в секунду 6 раз  — 6 секунд на «отрабатывание». А если поставить количество 6 и частоту 12 Гц, то вспышка мигнет 6 раз за… правильно — 1/2 секунды! Одно количество с одной мощностью — но за разное время! А что такое «время» для фотографа и экспозиции? Наша выдержка!..))

Именно поэтому при работе со вспышкой в режиме «стробоскопа» (Multi/Repeat) нужно помнить, что все три величины — выдержка, количество импульсов и частота — совершенно взаимосвязанные параметры. Поэтому я и привел формулы выше для понимания, как эта связь происходит.

Вот смотрите: если выставить выдержку в фотоаппарате, например, 2 секунды, то что мы получим в результате с той парой вариантов установок, которые я привел выше?

  • количество 6 и частота 1 Гц — вспышка успеет «моргнуть» 2 раза и камера закончит снимать;
  • количество 6 и частота 12 Гц — вспышка «моргнет» 6 раз за первые полсекунды, а остальные полторы секунды камера будет экспонировать без вспышки.

Попробуйте посчитать, какую частоту нужно выставить при выдержке 2 сек, чтобы вспышка «мигала» 6 раз равномерно в течение всего этого времени?

Правильный ответ

6 / 2 = 3 Гц — три вспышки в секунду 😉

Математика, конечно, очень сложная — но, надеюсь, вполне по силу всем фотографам, не смотря на тип образования..))

Возвращаемся к игроку в пул.

Весь световой сетап готов, теперь можно приступать к пробным кадрам, чтобы понять, какие установки стробоскопа выбрать. После нескольких тестов с разными значениями было определено, что частота 20 Гц самая оптимальная для скорости полета — при таком значении шары в кадре получаются достаточно близко друг к другу, но, тем не менее, не «сливаются» в непонятный комок. После этого нужно было прикинуть, а сколько именно хотелось бы «фантомов» летящего шара — если сделать 2-3 штуки, то это мало, если 50-60- то это слишком много… Еще несколько тестов — и была выбрана цифра 12 — «дорожка» из дюжины вполне эффектно смотрелась в кадрах.

Теперь осталось вычислить нужную выдержку: 12/20=0.6 сек. Решили остановиться на значении 1 сек, чтобы вспышка однозначно успела сделать все 12 импульсов, остальные 0.4 сек не критичны. Камера, само собой, в мануальном режиме — опять выключаются вспышки и подбирается диафрагма для выдержки 1 сек, чтобы задний план был проэкспонирован корректно — тут получилось f/13.

Затем вспышки включаются — и игра пошла!

multi-mode-4

Сергей Егорчев
2014-02-28 22:34:39
Респект и уважуха! Только на днях пришла YN560II. Не успел про функцию стробоскопа разобраться, а тут такой посыл!! Это как интересно здорово можно показать движение шара, полет дротика, меча на взмахе.
Sergey Akulich
2014-03-02 11:50:00
C точки зрения теории и расширения собственных навыков, опыт очень интересный, здорово! Но вот глядя на результат, мне кажется, усилий было затрачено несоизмеримо больше, чем оно того стоило.
geopolevik
2014-03-03 13:26:09
yn560II синхронизация через YN ctr301вспышка вместо назначеных № пыхов делает один. При удерживани кнопки пилот на вспышке, отстреливает как указано в настройке. В чем проблема, слишком древний синхронизатор?
Strobius
2014-03-03 16:05:56
По идее синхронизатор не должен влиять на работу режима Multi... Попробую сегодня проверить в магазине, что там происходит в такой связке.
Сергей Егорчев
2014-03-04 15:35:23
Strobius, интересно узнать, как удачно или нет была осуществленна попытка запуска "мульти" на YN560II
Maksym Shevchenko
2014-03-05 14:04:51
О! Надо попробовать. Судя по фото в статье, человек играть совсем не умеет. Сразу после удара кий должен двигаться прямолинейно. А за такое подбрасывание шара наклейкой можно и по шапке получить. ;o)
KOST
2014-03-22 13:06:21
СПАСИБО КОМЕНТАМ(:smile:)
Alexei Kikot
2014-05-17 15:22:04
Для Maksim Shevchenko Судя по фото, человек играть умеет. И хват, и мост у него грамотные. А делал он обыкновенный джамп, причем не прыжковым кием, к тому же, похоже, колодником, хотя и с борта. Так что удар легальный, по шапке игрока бить не за что, к тому же далеко не каждый так может ударить :-).
Алекс
2014-07-25 09:18:39
Понял сам. Чтобы было 24 импульса за 2секунды выдержки при частоте 12 раз в секунду надо количество поставить 24 )))))
Алекс
2014-07-25 08:52:17
"количество 6 и частота 12 Гц - вспышка «моргнет» 6 раз за первые полсекунды, а остальные полторы секунды камера будет экспонировать без вспышки" -Не совсем понятно из текста почему так. По моему должно быть 24 импульса за 2секунды выдержки.
Gennadii Kondratiev
2014-07-26 22:12:09
потому что количество выставлено 6 раз, а не 24..))
Egor
2014-12-25 13:30:43
Приятно читать, когда автор знает о чём пишет. Большой респект. Егор.
Олег Осадчий
2015-01-22 17:11:21
Да статья хорошая
Руслан Хлебников
2015-01-25 18:04:07
yn622c + yn560II полет отличный. Фото прикрепить не выходит (
strobius
2015-01-26 15:46:16
Проверил - все нормально с прикреплением фото... Может, Вы пробуете полноразмер добавить? Тут есть ограничение по размеру - не более 1Мб.
strobius
2015-01-26 15:47:41
Кстати, проверял - все работает корректно. Видать просто у Вас были выставлены неверные параметры выдержки и частоты.
Олег
2015-03-11 19:52:07
Не подскажете, а журнал Light it уже перестал выходить? Что посоветуете ему на замену
strobius
2015-03-11 21:47:38
Да, похоже он закрылся, к сожалению..(( А замены я так и не нашел приличной.
Strobius Team
2015-12-28 13:27:40
Да, если они в разных группах, при условии что у Вас есть возможность группы ставить в разные режимы.
Виктор
2015-12-27 18:17:44
А можно в сцену ввести две пыхи, а настройка в мульти на одной. Т.е человек и задний план одним импульсом осветить, а то что нужно ( шары ) уже мульти установленной пыхой?
Максим Рабинович
2016-05-24 11:42:07
Есть 5Д марк 3 и юнговские пыхи и топовые и мануальные и 622 синхры. Вопрос как настроить, чтобы одна пыха была на человека в режиме М или первой или второй шторки, а вторая в MULTI ??? Чего-то не выходит.
Максим Рабинович
2016-05-24 11:43:26
а где увидеть эту возможность...я запутался :(
Strobius Team
2016-05-25 12:16:38
Дистанционно на 622х не получится. По сути адекватно получается только на мануальной системе 560TX. Если у Вас есть мануальные вспышки, то Вы можете поставить их в режим стробоскопа "вручную" на вспышке. А рисующую в мануал.
Максим Рабинович
2016-05-25 14:06:34
Но ведь запустить их через 622 можно?
Strobius Team
2016-05-28 11:16:41
Да
Николай
2016-11-16 23:57:59
Здравствуйте. подскажите как запустить съёмку в режиме (Multi) , имея в связке YN685 и yn-622-tx , Выставляя на вспышке режим синхронизации ( 622м slave) выставляю нужные значения (5 - 1 Hz) . На yn-622n-tx нет режима multi ,есть только M,TTL а вот режима Multi нет. пробовал все варианты после нажатия спуска вспышка выдает только Одну вспышку. Спасибо
Наверх